Сайт легко и просто за 3 дня!»
Мифология — это наше все! Мифы — это вообще здорово: красиво, интересно и универсально. Их изобрели люди очень давно, от недостатка информации об окружающей среде и разрушительных возможностях человечества. Общечеловеческие мифы знакомы каждому ( все бабы фу! все мужики сво! хорошего человека должно быть много! все киски любят вискас!), и в них уже давно никто не верит. Локальные мифы, затрагивающие некую специальную сферу, живут и процветают, питаясь все той же неосведомленностью и робостью перед иным и странным.
Мифы вокруг процесса создания сайта и его последующего функционирования мне совсем не нравятся. Мифы о создании сайта приносят вполне ощутимый вред как нам, специалистам сферы разработки сайтов, так и практически_обманутым заказчикам.
Практически_обманутые заказчики после третьего, либо пятого, наиболее упорные — после доброго десятка вполне бесполезных, технически убогих и визуально ужасающих веб-сайтов, теряют всякую надежду продвинуть свою компанию в сети Интернет.
Сегодня на рынке сайтопроцветания существует масса предложений под общим девизом «Сайт легко и просто за 3 дня!». Неискушенного человека этот многообещающий девиз наводит на вполне логичную мысль, что специалист может сделать любой сайт двумя-тремя движениями мышкой. Естественно, абсолютно логичен и вывод, что сайт — это недорогой доступный продукт, который способен изобрести любой восьмиклассник, не прогуливающий уроки информатики. И красная цена любому сайту — трешка в день после получки.
На самом деле, если мы говорим о полноценном эффективном сайте, ласкающая зрение и слух фраза «Сайт легко и просто за 3 дня!» — сладкая неправда.
Сайт является сложным техническим продуктом, разработка сайта является сложным техническим процессом. Сайт состоит из нескольких связанных между собой, но различных по сути компонентов: дизайн, программная часть, контент. В идеале, над разными компонентами сайта трудятся узкие специалисты, которые знают как сделать сайт целиком, но особенно хорошо знают и умеют делать свою часть работы.
Дизайн сайта подготавливается специалистом-дизайнером в виде визуально цельной картинки, разбитой на фрагменты для верстки. Как минимум, дизайн должен соответствовать требованиям заказчика, целям и задачам сайта, позволять ввести оптимальную навигацию и содержать ресурсы для расширения навигации в процессе жизнетворчества сайта. Дизайн должен позволять произвести верстку, которая будет красиво и правильно отображаться в популярных браузерах. Как максимум, дизайн может восхищать своим креативом, забавлять своею нестандартностью, ослеплять красою неземной и т.д.и т.п. После того, как дизайн принят Заказчиком, специалист-верстальщик делает все от него зависящее для того, чтобы картинка стала оформлением веб-страницы, отображалась одинаково симпатично в определенных версиях широкоприменимых браузеров, не мешала роботам сканировать страницы сайта. Как минимум.
После этого специалист-программист делает сложные и увлекательные трюки, создавая сердце, печень, почки и все прочие органы сайта такими, какими они должны быть согласно намеченному жизненному плану веб-ресурса. Программист должен уметь применять широкий арсенал средств и методик, свою голову и фантазию, свои знания и опыт, благодаря чему он способен технически реализовать одну и ту же функцию сайта несколькими способами.
Зачем такие сложности? Затем, что грамотно подобранное средство реализации технического элемента сайта способно смягчить либо нивелировать все досадные естественные ограничения, вытекающие из конституциональных особенностей сайта как сложного технического продукта, и выполнить любое требования Заказчика к структуре сайта.
Когда сайт уже существует, но ещё не наполнен, к работе приступает контент-менеджер. Контент-менеджер населяет сайт текстами, картинками и ссылками. Он выделяет строки и слова для удобства восприятия текста, украшает картинки рамочками в соответствии с дизайном сайта, оформляет кнопки и навигационные ссылки для удобного перемещения по сайту — проверено практикой, у контент-менеджера страницы сайта выходят более эстетичными и понятными, нежели у любого другого специалиста-сайтопроизводителя. Но это ещё не самое основное достоинство специалиста по наполнению сайтов. Все буквы, цифры, картинки и ссылки контент-менеджер добавляет на станицу сайта не просто «чтобы было красиво», а с тайной целью порадовать содержанием сайта не только людей, но и поисковых роботов, дав им такую вкусную и полезную пищу, чтобы они влюбились в станицы этого сайта с первого взгляда и навсегда.
После наполнения сайт выкладывается в Интернет и отображается по заранее выбранному и зарегистрированному адресу — доменному имени. Доменное имя у хорошего сайта яркое, понятное, легко запоминается и содержит хотя бы намек на содержание сайта. Сайт выпущен на свободу, на него с жадностью набрасываются поисковые роботы (иногда приходится подождать 2–3 недели, иногда необходимо роботов «приманить»), они сканируют страницы сайта и восхищаются его уникальному соответствию нужным Заказчику поисковым запросам — ура! наконец то, мы так давно тебя ждали! и т.д.и т.п.
На самом деле мой рассказ о разработке сайта является непозволительно упрощенным и любой специалист-сайтостроитель может предъявить мне три десятка миллиардов упреков по поводу упущенных деталей. Но, согласитесь, даже исходя их мало_изложенного мной, становится понятно однозначно, что сайт в три клика сделать невозможно.
Хотя! Если мы имеем в виду некоторое количество веб-страниц, содержащих текст, картинки и ссылки на другие веб-страницы, то девиз «Сайт легко и просто за 3 дня!» имеет убедительное право на существование. Однако не следует забывать о том легионе невнятных и трудноперевариваемых сайтов, которые после своего создания канули в пучины интернета безвозвратно, и их никто никогда не найдет. И вообще, это уже совсем другая тема: сайт-визитка — кому, какой и с чем его едят.